суббота, 21 июля 2012 г.
Home »
» ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
В связи с переходом к рыночной модели экономики, началом функционирования двухуровневой банковской системы в нашей стране со всей остротой встает вопрос взаимоотношений, взаимодействия банковских учреждений. Развитие банковской системы как с точки зрения количественных (рост числа кредитных институтов, банков), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирова¬ния банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банков преимущественно экономическими. Особое значение в этой связи приобретает опыт ин-дустриально развитых стран Запада в области организации таких от¬ношений, их формализации и непосредственного применения в банков¬ском деле.
Опыт комплексного обслуживания клиентов постепенно внедряет¬ся отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, фак¬торинговые, валютные, поручительские и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их кон¬курентоспособность в привлечении кредитные ресурсов и новых клиентов. Выдержать конкурентную борьбу в современных экономичес¬ких условиях Кыргызстана сможет лишь тот банк, который будет пос¬тоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслуживания клиентов, предполагая им разного ро¬да консультации и т.п. Иначе у банка может резко сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшится их структура, а, следова¬тельно, и ликвидность баланса. В итоге такой банк может понести крупные убытки, стать неконкурентным.
Создание и развитие системы коммерческих банков на новой ос¬нове позволило ослабить монополизм в банковском деле, зародить конкуренцию, а также явилось первым шагом к организации денежного рынка. Коммерческие банки самостоятельно стали устанавливать процентные ставки по привлекаемым средствам и кредитам, работать рентабельность. Созданные банки отличаются большим разнообразием методов ведения дела. Коммерциализация банковской системы резко снижает опасность ее бюрократизации, содействует оперативному ре¬шению вопросов. Коммерческие банки в своей деятельности ориенти¬руются на необходимость получения максимально возможного дохода. Основной доход банки получают от ссудных операций.
При переходе к рынку работа банков должна строится на осно¬ве принципов денежного рынка, одним из которых является работа банков в пределах реально привлеченных ресурсов. Важной пробле¬мой в настоящее время является дефицит кредитных ресурсов. Значи¬тельная часть пассивов коммерческих банков (в среднем около 20 процентов) формируется за счет займов, полученных в порядке меж¬банковского кредитования.
Один из путей решения проблемы дефицитности кредитных ресур¬сов - это более широкое привлечение денежных средств населения во вклады в коммерческие банки. В настоящее время децентрализуется лишь часть ссудного фонда страны. Это остатки средств на счетах предприятий, организаций и учреждений. Что же касается вкладов частных лиц, то в каждом коммерческом банке их размер, как уста¬новлено действующим банковским законодательством, не должен пре¬вышать суммы собственных средств, то есть 5-8 процентов банка
Дальнейшее развитие рынка ссудных капиталов также позволит расслабить напряжение в связи с неполностью удовлетворимой потребностью коммерческих банков в кредитных ресурсах.
Учредительские операции банка или долевое участие в собственности. Участие средствами банка в порядке долевого учас¬тия или путем приобретения акций и других ценных бумаг в учрежде¬нии и деятельности кыргызских и иностранных организаций и предприятий, осуществлении на долевых началах совместной деятельнос¬ти по реализации целевых программ и научно-технических проектов, созданию, тиражированию и применению отдельных видов продукции (с разделением на долевых началах стоимостного эффекта) выступает важной сферой современной банковской деятельности.
К числу разновидностей указанных операций можно отнести: ор-ганизацию или вхождение в финансово-кредитные и небанковские организации, -консорциумы, объединения и другие виды крупных струк¬тур экономического и организационного характера на территории СНГ и за границей; учреждение или участие в учреждении целевых денеж¬ных фондов (при осуществлении на основании договора поручения ак¬кумуляции и управления средствами этих фондов).
Рост этих операций коммерческих банков определяется их стремлением гарантировать свою устойчивость на основе вхождения в крупные организационные структуры, диверсифицировать свои активы на основе долевого участия в создании совместных предприятий, осуществлении сделок по производству пользующейся спросом продукции, в том числе научно-технического характера.
В числе прочих факторов, коммерческая репутация банка определяется развитием операций, связанных с благотворительной дея¬тельностью.
В качестве одной из альтернативных операций банка можно при¬вести осуществление финансовой поддержки и реализации экономичес¬ких экспериментов, организацию и апробирование с участием науч¬ных организаций и других банков теоретических и прикладных разра¬боток в области совершенствования хозяйственного и денежно-кредитного механизма, включая новые виды банковских технологий, ус¬луг и операций. Для решения этой задачи могут учреждаться целе¬вые денежные фонды. Источниками финансирования могут быть отчисления от прибыли учредителей - банков и научных организаций, вы¬ручка от реализации научно-технической продукции, принадлежащей фонду, добровольные взносы и другие средства.
Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
Операции банка, связанные с поручительством и гарантией обяза-тельств клиентов (юридических и физических лиц) регулируются соответствующими нормами гражданского права. В частности, по дого¬вору поручительства банк-поручитель обязуется перед кредитором своего клиента отвечать за исполнение последним своего обяза¬тельства полностью или частично. Выполнение этих .операций банком производится, как правило, под соответствующее обеспечение.
Поручительские операции. Поручительские операции выполня-ются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законода-тельством по согласованию сторон.
Объектами операций по поручению могут быть все виды сделок, в том числе купли-продажи, договоры поставки и другие.
Банковская практика охватывает многочисленные Формы операций по поручению, не относящиеся к сделкам купли-продажи имущества и договорам поставки. Среди них: представительство интересов клиентов в финансовых, хозяйственных, судебных органах, а также при совершении различных имущественных сделок и иных правоотношениях; трастовые операции, совершаемые в интересах клиентов банка.
Трастовые операции банков. Трастовые или доверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверите¬ля), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим за¬конодательством или установлено в договоре поручения по согласо¬ванию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами бан¬кам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской дея¬тельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.
Трастовые операции для юридических лиц. Для предприятий, организаций, акционерных обществ, учебных организаций, благотворительных фондов и прочих юридических лиц банки оказывают агентские услуги, а также могут временно управлять делами акционер¬ных обществ при их ликвидации, реорганизации, банкротстве и т.д.
Правоотношения, связанные с трастом, возникают в результате учреждения траста на основании договора об учреждении траста, заключаемого учредителем траста и доверительным собственником в .пользу бенефициара (выгодоприобретателя) траста.
К праву доверительной собственности применяются правила о праве собственности, если иное не установлено законодательством или договором об учреждении траста.
Учредителями траста могут выступать любые физические или юридические лица.
По мере становления рынка ценных бумаг и расширения процесса приватизации государственной собственности, доверительные операции смогут получить дальнейшее развитие. Прежде всего это ка¬сается предоставления банками агентских (посреднических) услуг частным лицам, а также управление фондовыми ценностями, получен¬ными банками от клиентов по специальным договорам.
Товарно-комиссионные операции. Приобретение и продажа по поручению, а также за свой счет различных ценностей, товаров, имущества, информации и научно-технической продукции, - эти и другие операции банка, которые согласно действующему законодательству могут быть предметом комиссии, выполняют коммерческие банки.
Основные формы товарно-коммисионных операций представляют собой:
а) простые сделки по приобретению или реализации на комиссионных началах отдельных партий товаров;
б) крупные комиссионные договоры, по которым банк принимая на се¬бя обязанность производить всю реализацию данного предприятия или осуществлять его гарантированное снабжение. Объектом то-варно-комиссионной операции может быть любой вид продукции, не подлежащий фондированному распределению.
Соединение товарно-комиссионной операции с кредитной и факторинговой сделкой является важным преимуществом банка по сравнению с другими комиссионерами и позволяет, как показывает, практика, успешно конкурировать с оптовой торговлей, быстро расширяя свое участие на товарных ранках. В последние годы спрос на комиссионные услуги растет в связи с приобретением научно-технической продукцией и основными фондами товарной формы. Он обусловлен так¬же ростом количества самостоятельных субъектов хозяйствования, выступающих на рынке и базирующихся на разных формах собственнос¬ти.
Факторинговые операции банка. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинго¬вой операции является покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактуры поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинго¬вой фирме) права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета-фактуры поставщика как правило на условиях немедленной оп¬латы 80 процентов от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20 про¬центов выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и ко¬миссии за услуги) после получения платежа от дебитора или незави¬симо от поступления платежа от дебитора.
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безналичных долгов, предоставленные по желанию клиента; кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание ус¬ловий для производственной деятельности, соответственно, помощь в увеличении оборота в прибыли предпринимателя.
В мировой банковской практике существует два вида факторинга:
- открытый факторинг (конвенционный);
- конфиденциальный факторинг (скрытый).
Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечи¬вает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика.
Лизинговые операции банка - долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В зависимости от срока различают следующие виды арен¬ды:
- рейтинг (краткосрочная аренда) - сроком от 1 дня до 1 года;
- хайринг (среднесрочная аренда) - сроком от 1 года до 3 лет;
- лизинг (долгосрочная аренда) - сроком от 3 лет до 20 лет и более.
При проведении лизинговой операции существует ряд рисков: риск наложения ареста на имущество; изъятия в доход бюджета; риск плохого обслуживания оборудования или имущества; риск невыгодной перепродажи имущества на рынке подержанных товаров; денежные рас¬ходы и время, потраченные на возврат и передачу имущества. Поэто¬му участники сделки, как правило, страхуются от любого подобного рода рисков. При этом используют различные методы преодоления рис¬ков невозврата, включая страхование остаточной стоимости, обяза¬тельства арендатора по продаже имущества и другие.
Складские операции банка. Передача заложенных ценностей на хранение в банк, как один из возможных режимов залога, разви¬тие товарно-комиссионных операций и создание ими соответствующей инфраструктуры. В этот период в числе уставных операций банков предусматривалось хранение товаров за плату на товарных складах и сдачу в наем кладовых, складов и безопасных ящиков.
Одной из форм указанных операций является а настоящее время прием вещевых вкладов на хранение банком. Эти услуги выполняются банками в двух формах: предоставление сейфов для хранения ценнос¬тей и хранение ценных бумаг в стальной камере.
Сейфы для хранения ценностей сдаются клиентам в аренду. По такому договору клиент в состоянии контролировать свои ценности в любое время. Банк лишь предоставляет сейф или ячейку и обеспечи¬вает выполнение услуг, связанных с хранением, а также обеспечи¬вает доступ к сейфу.
Хранение ценностей в стальной камере отличается от услуг по предоставлению сейфов в пользование граждан. В этом случае банк принимает на хранение, как правило, ценные бумаги клиента и выступает в роли агента. Срок хранения устанавливается вкладчиком. Плата за аренду сейфов ячейки взимается по договорным ценам в зависимости от ем¬кости ячеек.
Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направле-ниями консультационной деятельности банков могут быть следующие:
- информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разработки, участников обменных операций, продавцов и покупателей, контрагантов иных типов сделок, подбор кадров и т. п.;
- образование банков данных по материалам, ресурсам, оборудованию, по возможным представлениям их в лизинг, аренду и другие формы обмена товароматериальными ценностями;
- информационно-аналитические и маркетинговые услуги, пред-полагающие анализ хозяйственной деятельности и отдельных ее сторон, осуществления научно-технической и экономической экспертизы проектов и решений, прогнозирование результатов деятельности при переходе на новые формы хозяйствования, контрольные обмеры и проверку достоверности отчетных данных, проверку платежных докумен¬тов, правильности установления цен, экономический анализ контрак¬тов;
- проведение маркетинговых исследований рынка по заказу клиента;
- информационно-справочные услуги: предоставление копий документов (расчетных и других), выявление сумм клиентов, помощь в розыске сумм, наведение справок в архиве банка и прочие. Предоставление справочных сведений об уставных данных юридических лиц, включая не конфиденциальные сведения о финансовом состоянии и платежеспособности, а также иной деловой справочной информации, необходимой клиентам банка;
- консультационно-правовые услуги, в том числе по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы на предприятии. Проведение семинаров, школ и других форм группового консультирования и обучения;
- патентные услуги;
- рекламно-издательские и выставочные услуги, организация научно-технических семинаров, совещаний, конференций и т. д.;
- услуги по оформлению и регистрации сделок и документов, в том числе по международным расчетам и другим внешнеэкономическим операциям;
- услуги по внедрению бухгалтерского отчета, кассового и фи¬нансового хозяйства предприятий и крепных организационных струк¬тур (концернов, объединений и других), по ведению расчетно-кассовых операций клиентов в соответствии с заключенными договорами, по выполнению проверок обеспечения по долговым обязательствам, проведению ревизий на основании договоров с вышестоящими органа¬ми клиентов;
- услуги по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и других платежей);
- страхование кредитных и депозитных рисков, заложенных в кыргызских и иностранных банках имущества организаций и граждан; выполнение других страховых операций:
- подготовка кадров для других коммерческих банков, созда¬ние банковских школ, центров подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
- другие услуги и операции, не запрещенные законода¬тельством, на осуществление которых банками отсутствуют ограничения в банковском законодательстве.
Передовые банки активно расширяют спектр выполняемых ими услуг, повышают качество обслуживания клиентов. Банки предлагают своим клиентам:
1) открытие и ведение срочных счетов;
2) открытие и ведение текущих счетов;
3) банковский вексель эмиссионного синдиката;
4) приобретение сберегательных сертификатов;
5) приобретение обыкновенных именных акций:
6) предоставление необходимой информации;
7) индивидуальное обслуживание клиентов.
Перечисленные выше услуги банка - лишь небольшая часть спектра банковских операций и услуг по обслуживанию частных клиентов. Современные банки стремятся всемерно расширять число и повышать качество выполняемых ими операций с тем, чтобы привлечь больше клиентов и повысить свою доходную базу.
Доходность банковских услуг. Стоимость банковских услуг оп-ределяется договором между клиентом и коммерческим банком, но с учетом развития рынка аналогичных услуг в регионе и получение соответствующей прибыли.
В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других.
Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валю¬той, страховые, аудиторские и лизинговые услуги. Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.
Особое значение для банка имеет правильное определение стои-мости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.
Можно использовать два варианта определения платы за банков¬ские услуги. Например, при расчете комиссионных платежей за рас¬четные услуги можно, во-первых, определить размер платы банку как частичное отделение общих издержек банка, связанных с проведением расчетных операций, на количество клиентов с учетом плани¬руемой рентабельности. В зависимости от объемов операций, выпол¬няемых по счетам конкретного клиента, средний размер платы для него может корректироваться на поправочный коэффициент, для клиентов с более интенсивным платежным оборотом при установлении размера платы за расчетные услуги применяются и более высокие попра¬вочные коэффициенты.
Сумма плановых расходов Плановая Средний размер платы на расчетные операции рентабельность
с одного клиента = ----------------------------------- х (1+ -----------------------)
Количество клиентов 100
Общая плановая прибыль банка Плановая = ------------------------------------------------- рентабельность Общие плановые расходы банка
Во-вторых, иной вариант расчёта платы предполагает ис-пользование данных о стоимости обработки одного платежного доку¬мента, рассчитанной как частное от деления суммы плановых расхо¬дов на проведение расчетов в целом по филиалу на число обрабаты¬ваемых в данном периоде платежных документов. При этом количес¬тво документов может определяться по данным соответствующего пе¬риода года или по аналогии с подобными клиентами.
Сумма плановых расходов Плановая Стоимость обработки на расчетные операции рентабельность одного документа = -------------------------------------- х (1 + ----------------------
Число платежных 100 документов
Умножив цену обработки одного платежного документа на сред¬нее число документов, приходящихся на клиента за определенный пе¬риод (месяц, квартал, год), получим размер платы с данного клиен¬та.
С учетом специфики работы отделения, разнообразия услуг, предлагаемым клиентам, различного удельного веса затрат на осу-ществление тех или иных услуг в сумме всех расходов на их оказа¬ние, может быть заключен единый договор на расчетное и кассовое обслуживание вместо отдельных договоров по этим или иным опера¬циям.
На конечные результаты работы банка влияют также размеры расходов, являющихся переменными в долгосрочной перспективе. Общий размер расходов коммерческого банка зависит от того, в ка¬ких условиях он осуществляет свою деятельность и какие цели ста¬вит по достижению своей результативности. Но в конечном счете, результаты работы коммерческих банков определяются размером полу¬ченной прибыли.
Важнейшими направлениями развития услуг и увеличения доход¬ности работы коммерческих банков Кыргызстана могут стать услуги обеспечивающие:
- улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, удов-летворение потребности в наличных денежных средствах и других платежных средствах как по счетам в иностранной валюте, так и в сомах;
- проведение операций с ценными бумагами банка и его клиентов;
- реализация инвестиционных и приватизационных программ;
- внедрение услуг гражданам в виде ведения счетов и хранения ценностей;
- развитие страховых, аудиторских, лизинговых и других опе¬раций и услуг.
Безусловно, доходы от этих услуг менее значительны по срав¬нению с доходами от кредиторских или валютных операций, но оказа¬ние их клиентам банка повышает его престиж, привлекательность, в том числе и для частных клиентов банка.
0 коммент.:
Отправить комментарий