пятница, 20 июля 2012 г.
Home »
» Концепции лидерства
Концепции лидерства
Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.
1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
Мы рассмотрим эти качества в таблице 1.
Таблица 1.
Лидерские качества, наиболее встречающиеся у успешных лидера
Интеллектуальные способности Черты характера личности Приоритетные качества
1. Ум и логика
2. Рассудительность
3. Проницательность
4. Оригинальность
5. Концептуальность
6. Образованность
7. Знание дела
8. Речевая развитость
9. Любопытство и познавательность
10. Интуитивность 1. Инициативность
2. Гибкость
3. Бдительность
4. Созидательство
5. Честность
6. Личностная целостность
7. Смелость
8. Самоуверенность
9. Уравновешенность
10. Независимость
11. Самостоятельность
12. Амбициозность
13. Потребность в достижениях
14. Настойчивость и упорство
15. Энергичность
16. Властность
17. Работоспособность
18. Агрессивность
19. Стремление к превосходству
20. Обязательность
21. Участливость
1. Умение заручаться поддержкой
2. Умение кооперироваться
3. Умение завоевывать
4. Такт и дипломатичность
5. Умение брать на себя риск и ответственность
6. Умение организовывать
7. Умение убеждать
8. Умение менять себя
9. Умение быть надежным
10. Умение шутить и понимать юмор
11. Умение разбираться в людях
2. Концепции лидерского поведения. Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось на кануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
1) три стиля руководства;
2) исследования университета штата Огайо;
3) исследования Мичиганского университета;
4) системы управления (Ликерт);
5) управленческая сетка (Блейк и Моутон);
6) концепция вознаграждения и наказания,
7) заменители лидерства.
3. Концепции ситуационного лидерства.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
К концепции ситуационного лидерства относятся: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго (10).
0 коммент.:
Отправить комментарий