понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Организация и методы исследования
Организация и методы исследования
Целью данного исследования является изучение особенностей личности пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовой период.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Личностные особенности выступают как фактор успешности процесса адаптации. Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать особенности адаптации пожилых людей в посттрудовой период.
2. Изучить особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.
3. Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающую успешную адаптацию после выхода на пенсию.
4. Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в посттрудовой период жизни пожилого человека.
Для решения поставленных задач был подобран комплекс.
a) Метод беседы.
Цель: - установление контакта с испытуемыми
- изучение социально- демографических характеристик
- исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности.
Вопросы:
1. Ваш возраст?
2. Какое у Вас образование?
3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию?
4. Как долго вы работали? (сколько лет)
5. Вы живете один или с родственниками?
6.Раскажите о своей семье?
7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после выхода на пенсию?
8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию?
9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?
Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов:
1) Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.
2) Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)
3) Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы).
1) Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально 0 психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (41)
Данная методика относится к классу оп росников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:
"0" -это ко мне совершенно не относится;
"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
"3" -не решаюсь отнести это к себе;
"4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;
"5" -это на меня, похоже;
"6" -это точно про меня;
Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:
a) адаптивность (34 высказывания)
b) дезадаптивность (34 высказывания)
Индекс высчитывается по формуле:
На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:
1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А)
5. Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В)
6. Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)
Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)
xi - каждое наблюдаемое значение признака
n - количество наблюдений
Σ - знак суммирования
Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:
1) Для изучения самосознания:
- Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева)
Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.
В ЛД отобрана 21 личностная черта (см. приложение)
Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности
Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности
Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.
- Шкала " Самоприятия" опросника СПА (41)
На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:
a - принятия себя
b - неприятия себя
Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
- Шкала "Интегральность" опростника СПА
Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:
a - внутренний контроль
b - внешний контроль
- Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась - Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж. Нюттена) (53)
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я надеюсь …
2. В будущем мае жизнь …
3. То, к чему я стремился в юности…
4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
5. Лучший период в моей жизни…
6. Когда я вышел на пенсию…
7. Моя жизнь до выхода на пенсию…
8. Я бы хотел, чтобы родственники…
9. Я буду очень рад, если…
10. Старость для меня – это…
11. Я намериваюсь…
Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.
Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:
- положительную
- отрицательную
- безразличную
Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала «Принятие других» методики СПА.
По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по формуле:
a – принятие других
б – непринятие других
Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:
- высокий
- средний
- низкий
4) При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие методы:
1. Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда.
Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:
- эмоциональный комфорт
- эмоциональный дискомфорт
На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:
- высокая
- средняя
- низкая
2. Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена)
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я боюсь, что…
2. Мое настроение ухудшается…
Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы. (Испытываемые человеком страхи и опасения)
При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы:
1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)
Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.
где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,
SΔ – стандартная ошибка разности.
Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, δ1 и δ2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.
Если n1≠ n2 то
Уровень значительности определяется по специальной таблице.
3. Критерий φ* - угловое преобразование Фишера. (45)
Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак.
Эмпирическое значение φ* подсчитывается по формуле:
φ*=( φ1- φ2) . , где
φ1 – угол, соответствующий большой процентной доле.
φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
n1 – количество наблюдений в выборке 1
n2 – количество наблюдений в выборке 2
Уровень значительности φ* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.
0 коммент.:
Отправить комментарий